Математическая модель дальнего спутного следа

Математическая модель дальнего спутного следа Математическая модель дальнего спутного следа Подпись: (4.1)

Математическая модель дальнего спутного следа строится в пред­положении, что методом дискретных вихрей [8, 20] решена задача о ближнем следе и при этом вычислены циркуляции присоединенных и свободных вихрей. В основе математической модели дальнего спут­ного следа лежит точное решение уравнения Гельмгольца, которое для плоскопараллельного течения имеет следующий вид:

где Ox — компонента вектора угловой скорости О; Wy и Wz — компо­ненты вектора линейной скорости движения жидкости W; v — коэф­фициент кинематической вязкости. Уравнение (4.1) описывает процесс диффузии вихря в вязкой несжимаемой жидкости.

Подпись: 0x(i) (y, z, t) Подпись: Г+i 1 (y-yif + (z-zi )2 -+l-e 4vt 8nv t Подпись: (4.2)

Если в начальный момент времени t = 0 вихрь с циркуляцией Г+ расположен в точке (yi, zj) параллельно оси 0х, то в соответствии с точным решением уравнения (4.1) для любой произвольной точки на плоскости z0x имеем

Подпись: r+i(y, z, t) Подпись: Г+і(у, z, 0) Подпись: (y-yj)2+(z-zi)2 1 — e 4vt Подпись: (4.3)

В соответствии с теоремой Стокса и с учетом начального условия r+j(y, z,0) = const, выражение для циркуляции, определяемой в точке (x, z) в произвольный момент времени t запишется в виде

Математическая модель дальнего спутного следа Математическая модель дальнего спутного следа

Подпись:Подпись: (i) 2n (y-y.)2

Подпись: T-, (y-yi)2 + (z-zi) 1 - e-Re 4T
Подпись: y - УІ
Подпись: (y - УІ)2 + (z - zi)2

Компоненты вектора скорости для этой точки в произвольный мо­мент времени определяются выражениями

В выражениях (4.5) Гі = Г+і/ЦД y = y/Ь, z = z/Ь, т = Ut/b, Re = U0b/v, U0 — скорость невозмущенного потока.

Математическая модель дальнего спутного следа Математическая модель дальнего спутного следа Подпись: Шб tg уi CyaS Подпись: (4.6)

Таким образом, в основу математической модели положены форму­лы (4.5), в которые вместо числа Рейнольдса Re вводится его приведен­ное значение Re* с приведенным коэффициентом v* вместо коэффи­циента v. В гл. 7 будет описан способ получения этого коэффициента. Значение коэффициента v* можно также получить путем обработки экспериментальных данных. Если известно положение вихревого следа за самолетом, то коэффициент v* можно вычислить по формуле, по­лученной путем обработки экспериментальных данных с применением теоремы Н. Е. Жуковского о подъемной силе [8]

где Uq — скорость полета самолета, lo = пі/4; l — размах крыла само­лета, Cya — коэффициент подъемной силы самолета, определяемый как Cya = Cy/aa, (а — угол атаки; S —площадь крыла самолета; xi — рас­стояние от самолета до і-го места замера (сечения) высоты опускания следа; <^i — угол между линией полета самолета и высотой опускания следа в і-м сечении; N — число сечений, в которых измерялась высота опускания следа.